Вернуться к обычному виду

Управление просит граждан быть особенно внимательными при покупке товаров и оплате услуг через интернет

23.12.2020

Ежегодно растет количество поступающих в Управление Роспотребнадзора по Удмуртской Республике (далее – Управление) обращений от граждан на нарушения законодательства при покупке товаров в интернете и дистанционной оплате услуг. В 2019 году в Управление поступило 121 обращение от жителей республики на нарушения законодательства при покупке товаров дистанционным способом, в 2018 года – 75 обращений.

С начала 2020 года поступило 157 обращений (12 – устных по телефону горячей линии и 145 – письменных) от граждан на нарушение прав потребителей при покупке товаров дистанционным способом: из них 152 жалобы от жителей г.Ижевска (97%).

Все обращения были рассмотрены, потребителям даны ответы: 25 обращений были перенаправлены по подведомственности в органы МВД (в связи с признаками мошеннических действий продавца), по 1 обращению было проведено административное расследование (факты, изложенные в жалобе, не подтвердились), дано 1 заключение по делу, в отношение хозяйствующего субъекта вынесено 1 предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований.

Жалобы граждан чаще всего касались:

– нарушения срока доставки товара;

– доставка товара, не соответствовавшая образцу на сайте;

– указание недостоверной цены на сайте;

– получение некачественного товара.

Управление обращает особое внимание жителей: если продажа товаров и услуг осуществляется через социальные сети от частных лиц, оплата производится на банковскую карту физического лица, без договора, то отношения между продавцом и покупателем не регулируются законодательством о защите прав потребителей. Гражданин может отстаивать свои интересы в судебном порядке.

Важно!

Управление напоминает жителям региона, что в соответствии с п.8. Правил продавец должен до заключения договора розничной купли-продажи (далее - договор) предоставить покупателю информацию об основных потребительских свойствах товара и адресе (месте нахождения) продавца, о месте изготовления товара, полном фирменном наименовании (наименовании) продавца, о цене и об условиях приобретения товара, о его доставке, сроке службы, сроке годности и гарантийном сроке, о порядке оплаты товара, а также о сроке, в течение которого действует предложение о заключении договора.

Управление не рекомендует гражданам вступать в какие – либо правоотношения с продавцами при отсутствии вышеуказанной информации на сайте независимо от того, насколько привлекательными по цене либо другим критериям покажутся предложения.

В таких случаях наиболее вероятно, что после оплаты товар, как правило, не поставляется либо доставляется с большими задержками, второе – крайне затруднена возможность реализации прав потребителей, установленных законодательством.

Особенностью дистанционных продаж является то, что (п.21 Правил) покупатель вправе отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи товара - в течение 7 дней. Исключение составляют только товары надлежащего качества, имеющие индивидуально-определенные свойства, если указанный товар может быть использован исключительно приобретающим его потребителем.

При отказе покупателя от товара надлежащего качества продавец должен возвратить ему сумму, уплаченную покупателем в соответствии с договором, за исключением расходов продавца на доставку от покупателя возвращенного товара, не позднее чем через 10 дней с даты предъявления покупателем соответствующего требования. (п.23.Правил) Продавец обязан передать товар покупателю в порядке и сроки, которые установлены в договоре.

Если в договоре срок доставки товара не определен и отсутствуют возможности определить этот срок, товар должен быть передан продавцом в разумный срок.

Обязательство, не исполненное в разумный срок, продавец должен выполнить в 7-дневный срок со дня предъявления покупателем требования о его исполнении.

В соответствии с п.2. ст.23.1 Закона РФ от 07.02.1992 г. №2300-1 «О защите прав потребителей» в случае, если продавец, получивший сумму предварительной оплаты не исполнил обязанность по передаче товара потребителю в установленный срок, потребитель по своему выбору вправе потребовать:

- передачи оплаченного товара в установленный им новый срок;

- возврата суммы предварительной оплаты товара, не переданного продавцом.

При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие нарушения, установленного договором купли-продажи срока передачи предварительно оплаченного товара.

Управление напоминает, что все споры имущественного характера в случае отказа продавца в возврате денег как за качественный, так и за некачественный товар, обмене, устранении недостатков, выплате неустойки, возмещении убытков и т. д. подлежат рассмотрению исключительно в судебном порядке на основании ст.11 Гражданского Кодекса Российской Федерации и ст. 17 Закона Рф «О защите прав потребителей».


Возврат к списку