Вернуться к обычному виду

По каким вопросам можно обращаться в органы прокуратуры.

11.01.2014

По каким вопросам можно обращаться в органы прокуратуры.

В соответствии с Федеральным законом от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» органы прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением законов, прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; за исполнением законов судебными приставами; за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу; возбуждение дел об административных правонарушениях и проведение административного расследования в соответствии с полномочиями, установленными Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и другими федеральными законами.
Но при этом необходимо иметь ввиду следующее. Во-первых, направляемое обращение должно содержать конкретные сведения о нарушениях требований законов, прав и свобод граждан. Во-вторых, обращения должны соответствовать компетенции того органа прокуратуры, куда оно направляется. В третьих, необходимо учитывать, что органы прокуратуры РФ не осуществляют надзор за исполнением законов гражданами, т.е физическими лицами. Такие обращения необходимо направлять в соответствующие органы контроля либо правоохранительные органы и если указанными органами по Вашим обращениям не будут приняты соответствующие меры либо Вы не получите своевременно ответ на свое обращение, вот тогда бездействие указанных органов можно обжаловать в органы прокуратуры.
Кроме того, необходимо отметить, что согласно действующему уголовно-процессуальному законодательству органы прокуратуры не осуществляют дознание и следствие по уголовным делам, а также не проводят доследственные проверки, поэтому поступившие в органы прокуратуры сообщения о совершенных или готовящихся преступлениях безотлагательно передаются в следственные органы, уполномоченные рассматривать их в соответствии со ст.ст. 144, 151 УПК РФ.
2. Каким образом можно обратиться в органы прокуратуры Удмуртской Республики.
Помимо Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее Федеральный закон №59-ФЗ), в органах прокуратуры Российской Федерации порядок рассмотрения и разрешения обращений, а также порядок приема граждан, установлен Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утв. приказом Генерального прокурора РФ от 30.01.2013 №45 (далее – Инструкция).
Согласно указанной Инструкции подлежат регистрации сообщения, полученные в письменной форме или устной форме на личном приеме, по почте, телеграфу, факсимильной связи, информационным системам общего пользования, то есть обращения подаются в письменной форме любыми доступными средствами связи. Так, достаточно много обращений поступает в электронном виде. Обращение может быть направлено через официальный сайт прокуратуры Удмуртской Республики (http://udmproc.ru). На данном сайте в рубрике «Обращения граждан» имеется раздел «Интернет-приемная», с помощью которого любой желающий гражданин или юридическое лицо имеет возможность направить обращение в электронном виде.
3.     Порядок и сроки рассмотрения и разрешения обращений
Пунктом 5.1 Инструкции установлено, что обращения граждан, военнослужащих и членов их семей, должностных и иных лиц разрешаются в течение 30 дней со дня их регистрации в органах прокуратуры Российской Федерации, а не требующие дополнительного изучения и проверки - в течение 15 дней, если иное не предусмотрено федеральным законодательством. Если установленный срок разрешения обращения истекает в выходной или праздничный день, последним днем разрешения считается следующий за ним рабочий день.
Продление указанного срока допускается только в исключительных случаях и не более чем на 30 дней. Что можно отнести к таким случаям? Например, когда возникает необходимость проведения дополнительной проверки, запроса материалов. Срок рассмотрения обращения продлевается прокурором либо его заместителем с обязательным уведомлением заявителя.
Жалобы на действия (бездействие) и решения органа дознания, дознавателя, начальника подразделения дознания, следователя, руководителя следственного органа, прокурора, в том числе на решения, принимаемые в ходе досудебного производства по уголовному делу, проверяются в порядке и в пределах полномочий, предусмотренных процессуальным законодательством.
Так, на основании ст. 124 УПК РФ, прокурор, руководитель следственного органа рассматривает жалобу в течение 3 суток со дня ее получения. В исключительных случаях, когда для проверки необходимо истребовать дополнительные материалы либо принять меры, допускается рассмотрение жалобы в срок до 10 суток, о чем извещается заявитель.
4.     Можно ли направлять анонимное обращение и будет ли оно рассмотрено.
Согласно требований Федерального закона №59-ФЗ и Инструкции обращения граждан, в том числе, направленные в электронной виде, должны содержать сведения о Ф.И.О. заявителя, его месте жительства, адресе, куда необходимо направить ответ на обращение либо адресе электронной почты, в случае, если ответ необходимо дать в электронном виде. Из ст. 11 Федерального закона №59-ФЗ и Инструкции следует, что в случае, если в письменном обращении эти данные не указаны, то ответ на обращение не дается. Если в указанном обращении содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем, обращение подлежит направлению в государственный орган в рамках его компетенции.
Из вышеуказанного следует, что Инструкция не содержит прямого запрета на направление гражданами в органы прокуратуры для рассмотрения анонимных обращений. Такие обращения регистрируются и рассматриваются в порядке, установленном Инструкцией. Вместе с тем, если в обращении не содержится сведений о заявителе, его почтовом адресе либо адресе его электронной почты, то ответ заявителю на такие обращения не дается.
5.  Почему я направил обращение в прокуратуру, а мое обращение было перенаправлено для рассмотрения в иной орган.
В данном случае необходимо учитывать, что согласно ст. 21 ФЗ «О прокуратуре» органы прокуратуры при осуществлении надзора за исполнением законов не подменяют иные государственные органы.
В связи с данным принципом, если круг вопросов изложенных в обращении относится к компетенции какого-либо органа государственного или муниципального контроля, а гражданин в данный орган еще не обращался, в этом случае обращение согласно требований Инструкции направляется в соответствующий орган контроля, к компетенции которого отнесено рассмотрение этих вопросов.

Прокуратура Кизнерского района

Возврат к списку