Вернуться к обычному виду

Социальное сиротство.

25.11.2014

Социальное сиротство.

Социальное сиротство.

Социальное сиротство – понятие многоплановое, включающее такие категории детей, как: отказные дети; дети-подкидыши; дети, чьи родители безвестно отсутствуют, находятся в местах лишения свободы или неизлечимо больны.

В законодательстве выделяются категории «дети-сироты» и «дети, оставшиеся без попечения родителей». К числу детей-сирот относятся те, у которых умерли оба или единственный родитель. К числу детей, оставшихся без попечения родителей, относятся те, кто остался без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими или недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях.

В последние годы в России все более распространяется «скрытое» социальное сиротство. Падение уровня жизни, увеличение числа неблагополучных семей, падение нравственных устоев привело к тому, что дети зачастую «вытесняются» на улицу, следствием чего является невиданный с послевоенного времени рост беспризорности.

В ст. 20 Конвенции ООН о правах ребенка указано: «Ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством».

В статье также сказано о том, что при решении вопроса замены семьи необходимо учитывать преемственность воспитания ребенка и его этническое происхождение, религиозную и культурную принадлежность, родной язык и т.д.

Дополнительно в ст. 21 Конвенции отмечена обязанность государства, которое признает и разрешает существование системы усыновления, учитывая и обеспечивая при этом наилучшие интересы ребенка в первостепенном порядке. Здесь же также даны разъяснения по процедуре усыновления и учету наилучших интересов ребенка, оставшегося сиротой или без родительского попечения.

Законодательная база Российской Федерации по проблемам детей-сирот на современном этапе в целом адекватна требованиям Конвенции о правах ребёнка. Она гарантирует детям право знать своих родителей, пользоваться их заботой, проживать с ними совместно (за исключением случаев, когда это проживание противоречит интересам ребёнка), воспитываться своими родителями, общаться с ними и другими родственниками, сохранять имя, отчество и фамилию, а в случае потери ребенком родительского попечения, дать ему возможность либо быть усыновленным (удочеренным), либо приобрести опеку, либо быть устроенным в другую семью или государственное интернатное учреждение.

На решение проблем социального сиротства направлены федеральные законы, Указы Президента России и постановления Правительства РФ. Например, Семейный кодекс РФ; Федеральный закон РФ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и другие.

Дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей («социальные сироты»), при их зачислении в детский дом приобретают статус воспитанников. За воспитанниками детского дома сохраняются все обусловленные конвенцией ООН «О правах ребенка», Конституцией Российской Федерации, действующим законодательством и нормативно-правовой базой РФ и субъектов Российской Федерации права. В то же время они в соответствии со своим статусом приобретают ряд дополнительных прав и гарантий. Это право на:

а) бесплатное содержание, воспитание и образование в пределах начального общего, основного общего, среднего (полного) общего или специального общего образования, а также всестороннее развитие личности (все на условиях полного гособеспечения);

б) удовлетворение потребностей в эмоционально-личностном общении;

в) получение квалифицированной помощи в обучении и коррекцию имеющихся проблем в развитии;

г) отдых, организованный досуг, охрану здоровья;

д) общение с родственниками;

е) льготы при трудоустройстве;

А также в имущественном плане на:

ж) алименты, пенсии, пособия и другие причитающиеся им социальные выплаты;

з) сохранение права собственности на жилье или права пользования жилыми помещениями, занимаемыми до устройства в детский дом, а при отсутствии оных — на получение жилья при выпуске из детского дома на льготных условиях — в первоочередном порядке.

и) право на специальную защиту всех вышеперечисленных прав и законных интересов (ст. 149 СК РФ; ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечительства родителей» от 21.12. 96 №159-ФЗ.

Принятый Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации Федеральный закон №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (21.12.96) отражает правовую базу решения основных социальных проблем в сфере коренного улучшения положения данной категории детей.

Цель настоящего закона определяется созданием дополнительных гарантий для полной и качественной реализации детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, и лицами из этого числа своих основных жизненных прав и социальной поддержки.

Права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, закреплены и Семейным кодексом РФ, принятым в декабре 1995 года. Согласно ст. 56, 69, 73,121 СК РФ защита прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возлагается на органы опеки и попечительства.

Временное устройство детей обычно представляет собой передачу их родственникам или иным близким ребенку лицам. Этот вид устройства всегда предпочтителен, поскольку позволяет смягчить последствия травмы, причиненной детям в результате того, что они оказались разлученными со своими родителями. Если передача ребенка таким лицам невозможна, дети временно помещаются в детские учреждения.

В период временного устройства ребенок, оставшийся без попечения родителей, нуждается в восполнении своей дееспособности, поскольку оказывается в ситуации, когда родители не могут выполнять функции законных представителей, а опекун ребенку еще не назначен. Для разрешения этого противоречия в соответствии с п. 2 ст. 123 СК исполнение обязанности опекунов или попечителей в отношении таких детей временно осуществляется органами опеки и попечительства.

Если неспособность родителей заботиться о детях является временной, после отпадения обстоятельств, препятствующих выполнению родительских обязанностей (выздоровление, освобождение из-под стражи, возвращение из отъезда), дети возвращаются родителям. Если дети лишились попечения родителей на длительное время или навсегда, встает вопрос об их постоянном устройстве.

Формы устройства детей, оставшихся без родительского попечения, предусмотрены в ст. 123 СК. Дети могут быть переданы на усыновление, под опеку или попечительство; в приемную семью, а также в учреждения для детей-сирот или детей, оставшихся без родительского попечения.

Законодательством субъектов Российской Федерации могут быть предусмотрены и иные формы семейного воспитания детей. Основная цель такого устройства — обеспечение детям права на воспитание в семье. Поэтому семейным формам воспитания детей отдается безусловное предпочтение. Из всех видов семейного воспитания детей, в свою очередь, наилучшим является усыновление, поскольку тогда дети оказываются в условиях, наиболее близких к тем, которые складываются в семье, основанной на родстве. В п. 1 ст. 124 CK прямо указывается, что усыновление — приоритетная форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии со ст. 123 Семейного кодекса РФ дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче на воспитание в семью ( на усыновление / удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью), а при отсутствии такой возможности – в учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов и видов (образовательные учреждения, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения). В Семеном кодексе, в статьях, касающихся детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, большое внимание уделяется проблеме усыновления: оговаривается понятие, порядок, условия усыновления детей. В Семейном кодексе сохранены правовые гарантии, обеспечивающие тайну усыновления.

Семейный кодекс содержит и ряд положений, касающихся воспитания опекунами и попечителями несовершеннолетних подопечных. Согласно закону дети, находящиеся под опекой, имеют такие же права, как и дети, воспитывающиеся в семьях своих родителей или усыновителей.

Приемная семья образуется на основании договора о передаче на воспитание ребенка (детей). Договор заключается между органом опеки и попечительства и приемными родителями. Не ограничивается минимальное количество детей, которых могут взять на воспитание приемные родители, а также срок, на который может быть заключен договор. Основная цель введения данной формы устройства детей на воспитание в семью — привлечение как можно больше посторонних граждан, семей, которые могли бы создать ребенку семейные условия воспитания.

Своей целью законодательство ставит совершенствование процесса социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и подготовки их к самостоятельной жизни; ресурсное обеспечение процесса социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; научно-методическое и нормативно-правовое обеспечение процесса социализации; оснащение учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, средствами реабилитации, укрепление их материально-технической базы, строительство детских домов; разработка и реализация мер по предупреждению социального сиротства детей-сирот; совершенствование деятельности агродетских домов, агрошкол для формирования навыков сельхозтруда; внедрение новых форм медицинского и немедицинского оздоровления детей-сирот; апробация новых форм включения детей-сирот в культурную и спортивную жизнь общества: организация воспитательных, культурных, спортивных мероприятий, проведение всероссийских конкурсов для детей-сирот; комплектование библио-, видео- и аудиотек в детских домах; организация лагерей труда и отдыха, творческих профильных смен.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, приобретают дополнительные гарантии права на бесплатное начальное, среднее и высшее профессиональное образование

Прокуратура Кизнерского района 


Возврат к списку